Однако детали этой сделки, во-первых, весьма любопытны, а, во-вторых, поучительны для российских функционеров, поэтому мы решили рассказать о них подробнее.
ПРЕТЕНДЕНТЫ
Напомним, что в прошлый раз АПЛ продала трехлетние права на показ матчей (в период с сезона-2013/14 до сезона-2015/16) за 3,018 миллиарда фунтов все тем же Sky и BT. На этот раз помимо этих двух телекоммуникационных гигантов в борьбе участвовали базирующаяся в Катаре компания BeInSport, которая, не так давно подмяв под себя французский телерынок, очень хотела попасть на британский, а также американский холдинг Discovery Network, чей владелец Джон Мэлоун является давним соперником отца-основателя Sky Руперта Мэрдока. Discovery, конечно, не ассоциируется у массового зрителя со спортом, однако в структуру корпорации входят каналы Eurosport.
Многие в Англии считали, что, приобретя на три года эксклюзивные права на показ Лиги чемпионов и Лиги Европы за солидные 897 миллионов фунтов, а также имея в своем активе еще и игры Кубка Англии, BT не будет ввязываться в борьбу. Однако в компании решили иначе.
КАК ПРОДАВАЛИ
Премьер-лига довольно долго работала над тем, чтобы сформировать предложение. В итоге были созданы семь разных пакетов, каждый из которых включал в себя определенное число матчей за сезон - от 14 до 28 (например, 26 игр, начинающихся в субботу в 12.45, или 28 встреч, играющихся в понедельник и пятницу вечером).
Показательно, что ни в один из пакетов не были включены субботние матчи, начинающиеся в 15.00 (а это большинство, ну или по крайней мере половина встреч из тура). В Англии поход на футбол в три часа дня в субботу - это многолетняя традиция, такая же, как пить чай в пять вечера. И лига не хочет оттягивать зрителей с трибун, притягивая их к телеэкранам. Причем это касается даже не столько АПЛ, сколько остальных дивизионов - профессиональных и полупрофессиональных, ведь там тоже подавляющее большинство матчей проходит в субботу в 15.00. Сходил на стадион, посмотрел на свою местную команду - а вечером или в воскресенье смотри телевизор.
Заявки телекомпании должны были присылать на каждый пакет отдельно. При этом ни один из претендентов не мог приобрести все семь пакетов - максимум пять.
Торги проходили в форме аукциона. Начальная цена за все лоты составляла символические и уже невероятные 4 миллиарда фунтов (почти на миллиард больше, чем выручила лига три года назад). Эксперты ожидали, что сумма сделки составит 4,4 миллиарда, однако результаты превзошли все самые смелые ожидания - 5,136 миллиарда (это, например, больше, чем годовой бюджет такого вещательного монстра, как ВВС). Получается, что стоимость прав выросла почти на 70 процентов.
И это еще не все. Ведь не стоит забывать, что ВВС заплатила 204 миллиона фунтов за права на показ лучших моментов матчей в каждом туре, и, кроме того, лига надеется выручить еще 3 миллиарда от продажи прав за границу (сейчас английский чемпионат смотрят в 170 странах мира). Таким образом, общая сумма выручки может достигнуть 8,5 миллиарда фунтов. Но уже сейчас АПЛ - вторая по доходности лига в мировом спорте и уступает только американской НФЛ, опередив бейсбольную MLB.
ЕЩЕ НЕМНОГО ЦИФР
Всего за три года Sky и BT покажут 504 матча в прямом эфире - по 168 в каждом сезоне. 126 встреч будет транслировать Sky и 42 - BT. Первые за свои пять пакетов заплатили 4,176 миллиарда фунтов, то есть каждый матч обойдется корпорации Мэрдока в 11 миллионов. BT за свои два пакета отдала 960 миллионов фунтов, то есть одна игра будет стоит 7,6 миллиона.
Интересно, что, согласно первому пятилетнему контракту со Sky, заключенному в 1992 году, компания заплатила лиге 191 миллион фунтов и транслировала всего 60 встреч за сезон. То есть каждая стоила «всего» 640 тысяч фунтов. Иначе говоря, цена одного матча увеличилась в 17 с половиной раз.
Схема отчислений клубам останется прежней - 50 процентов от суммы будет делится поровну между ними, еще 25 процентов - в зависимости от спортивных результатов и еще 25 процентов будет распределять телевидение в зависимости от количества появлений команды на экране и рейтинга трансляции. Получается, что клуб, занявший последнее место, может заработать порядка 99 миллионов фунтов за сезон (133,7 миллиона евро). Для сравнения, по итогам сезона-2013/14 испанские «Реал» и «Барселона» получили от ТВ 140 миллионов евро - больше всех в Европе.
РЕАКЦИЯ
Впрочем, далеко не все в Англии рады тому, что на местные клубы в скором времени свалится еще большая куча денег. Три года назад, когда АПЛ продала телеправа за 3,018 миллиарда фунтов, глава организации Ричард Скудамор предупреждал команды, чтобы они не тратили 70 процентов бюджета на зарплаты игрокам и выплаты агентам. Предостережение не было услышано.
В прошлом году клубы потратили на трансферы рекордные 950 миллионов фунтов и еще 115 заплатили агентам в качестве комиссионных. А средняя зарплата игрока премьер-лиги взлетела до 31 тысячи фунтов в неделю (41,8 тысячи евро). Издание The Guardian отмечает, что недалек тот день, когда появится футболист, зарабатывающий 500 тысяч в неделю (сейчас рекордсменами являются Уэйн Руни и Радамель Фалькао, получающие 300 тысяч).
При этом, купаясь в телевизионных деньгах, клубы не спешат снижать цены на билеты, пишет The Independent. Более того, они постоянно растут. Рекордсменом здесь является «Арсенал»: сезонный абонемент на матчи «канониров» стоит 1000 фунтов, а простой билет на одну игру - 100 фунтов. Для многих это уже чересчур, хотя по статистике болельщики лондонцев - представители среднего класса. Не так давно акцию протеста устроили поклонники «Ливерпуля», возмущаясь против предполагаемого повышения цен на билеты.
Кроме того, клубы экономят на своих сотрудниках, работающих в дни матчей. Приятным исключением является «Челси»: лондонцы платят работникам всех служб и продавцам гарантированные 7,65 фунта в час.
Смотреть футбол по ТВ стоит дешевле. Подписка на пакет каналов Sky Sports стоит 24,50 фунта в месяц на родном устройстве или 27,25 фунта через провайдера Virgin Media. Канал BT Sport можно смотреть бесплатно, если у вас интернет от BT, или за 13,50 фунта в месяц на платформе Sky.
А ЧТО У НАС?
У нас все плохо. И дело даже не в размере телевизионного контракта: напомним, летом 2012 года компания «НТВ-Плюс» приобрела права на показ матчей РФПЛ в течение трех лет, заплатив за это 4,66 миллиарда рублей. Правда, часть денег телевизионщикам вернули - 1,57 миллиарда (причина возврата не уточняется, но судя по всему, это оплата за производства контента). Получается, что реально лига заработала 3,09 миллиарда рублей или примерно 75,2 миллиона евро (по курсу Центробанка на июль 2012-го).
Обратите внимание - новый английский контракт вступает в силу с сезона-2016/17, а подписан был уже сейчас, то есть за полтора года до начала действия. И это логично. Sky и BT - коммерческие компании. И права они за такие огромные деньжищи покупали не потому, что премьер-министр Дэвид Кэмерон или королева Елизавета II попросили их показать футбол народу, а для того, чтобы на этом заработать. А чтобы заработать, им нужно как следует сделать и упаковать продукт, уж извините за набившее оскомину слово - подготовить предложения рекламодателям и договориться с ними, подготовить разные предложения зрителям, дабы удовлетворить максимальную аудиторию, продумать и осуществить маркетинговые и рекламные кампании, обустроить студии, договориться с ведущими и экспертами. И, думается, имея полтора года на подготовку, Sky свои 4 миллиарда фунтов отобьет. Зачем людям работать себе в убыток?
И так обстоит дело не только в Англии. Например, в Италии компании Sky Italia и Mediaset купили права на показ серии, А осенью 2014-го, хотя показывать начнут только с осени 2015-го. И у людей есть год на подготовку продукта.
В России же мы не видим ничего подобного. Контракт с «НТВ-Плюс» заканчивается по истечении этого сезона. Нового соглашения еще не подписано. Каково сейчас положение дел - неизвестно. «СЭ» попытался поговорить с новым руководителем «Лиги-ТВ» Михаилом Гершковичем-младшим, но получил отказ. Очевидно, сказать нашим деятелям нечего. Хотя у Гершковича есть небольшое оправдание - он только заступил на этот пост.
Руководители и наши клубы очень любят кивать на Запад и говорить, что хотят получать от ТВ столько же денег, сколько и там, а наш чемпионат катастрофически недооценен. Но что они делают, чтобы исправить эту ситуацию? Были ли сформированы предложения телекомпаниям? Были ли контакты с ними? Боюсь, ответ будет отрицательным. Но как те же «НТВ-Плюс» или ВГТРК могут сделать что-то красивое и коммерчески привлекательное за пару месяцев?
Понятно, что в итоге ситуация разрешится - простые болельщики с самых верхов стукнут кулаком, права кто-нибудь купит, один или два матча из тура отдадут в бесплатный эфир. Но к нормальному футбольному спортивному бизнесу эта история не будет иметь никакого отношения.