Как футбольные клубы работают с болельщиками

Самая популярная вещь, используемая футбольными клубами при работе с аудиторией, - карта болельщика, которая или выдаётся вместе с абонементом, или приобретается отдельно и позволяет владельцу получить всевозможные скидки, бонусы и подарки, а клубу - иметь полную информацию и обратную связь с фанатом. Задумка, вроде бы, проста и понятна, но реализация у некоторых клубов иной раз достигает такого уровня, что обыденный поход на стадион зачастую превращается в целый квест.

Как у нас
Пожалуй, самая простая система использования клубной карты действует в «Локомотиве». Получить её могут все желающие, кто заполнит анкету и вышлет её на электронный ящик фан-клуба. Стоит карта всего 200 рублей, зато выдаётся в бессрочное пользование и предполагает набор вполне стандартных привилегий. Например, накапливает скидки на билеты и товары клубного магазина, а также является главным пропуском на различные мероприятия: открытые тренировки, встречи с командой и экскурсии по стадиону.

У «Зенита» выбор карт дисконтной системы более разнообразный. Вариантов несколько: дисконтная карта (выдаётся в фирменных магазинах «Зенит» при покупке от 100 руб. или с покупкой билета в клиентском офисе, а также в кассах СК «Петровский» в дни проведения матча), дисконтная карта Premium (выдаётся при накоплении 15 000 руб. по дисконтной карте), клубная карта Premium (объединяет в себе абонемент на домашние матчи «Зенита» и дисконтную карту Premium), а также карты «Газпромбанк - ФК 'Зенит' MasterCard». Что касается скидочной системы, предоставляемой владельцам абонементных карт, то помимо ожидаемых «специальных цен» на их продление на следующий сезон, первоочерёдного доступа к квоте выездных билетов и бесплатного прохода на матчи дубля и «Зенита-2» в списке привилегий прописаны такие вещи, как 50-процентная скидка на приобретение билетов и абонементов на игры баскетбольной команды «Зенит». Или, например, сертификат на получение 30-процентной скидки при покупке игровой футболки нового сезона.
Однако наиболее оригинально к внедрению карт болельщиков подошёл «Спартак». Возведя «Открытие-Арену», столичный клуб получил широкий простор для разработки новой программы лояльности и подобрал тематику согласно концепции стадиона. Все обладатели сезонных абонементов на матчи «Спартака» были автоматически наделены персональными ID, которые позволяют получать различные бонусы от клуба в зависимости от их статуса. К слову, статусов всего три - Gladiator, Centurio и Spartacus.

Первый из них (Gladiator) присваивается с самого начала, а перейти на следующие уровни можно с помощью статусных баллов, которые автоматически начисляются на карту, например, за посещение домашних матчей (если вы просто посмотрели любую игру «Спартака» в Тушино, на ваш счёт будут зачислено два балла, а если приехали на стадион за 60 минут до начала встречи - три). Статус Centurio (с помощью него вы сможете, например, принять участие в поездке на базу в Тарасовку или во встрече с футболистами) появится сразу после того, как на счету будет 20 баллов, Spartacus же предполагает самый расширенный пакет бонусов, в число которых входит прикрепление именной таблички на ваше кресло на «Открытие-Арене» (когда их число достигнет 30).

При покупке билетов или абонемента программа лояльности также предполагает накопление денариев, которыми можно оплатить последующие покупки услуг и клубных продуктов. От статуса в программе лояльности зависит формула расчёта денариев, а также количество эксклюзивных мероприятий и возможностей от клуба и стадиона. Известно, что потратить накопления и увидеть их количество в личном кабинете на официальном сайте клуба можно будет только со второй части чемпионата России сезона-2014/15, то есть уже этой весной.

Что касается других российских клубов, то их программы лояльности или составлены приблизительно в том же ключе, что у вышеперечисленных команд («Кубань, например, впервые запустила клубные карты как раз в этом году, в то время как «Рубин» предоставляет некоторые скидки владельцам абонементов), или отсутствуют в принципе. Хотя пример «Спартака» в этом смысле наверняка окажется для многих показательным - в первую очередь для тех клубов, чьи стадионы находятся на подходе.

Как в Европе
То, что только набирает обороты в России, в европейских клубах функционирует на протяжении нескольких лет. Ничего удивительно в этом нет, учитывая разницу в уровне заинтересованности общества к футболу, а также необходимости футбольных клубов жить по средствам и умении зарабатывать.

Так, например, в большинстве английских команд разработано сразу несколько вариаций членства в клубе (Membership), в зависимости от потребностей каждого болельщика. В «Ливерпуле» их шесть: начиная от клуба для самых маленьких поклонников клуба (от 0 до 3 лет), которым мерсисайдцы обязуются присылать подарки в виде детских шапочек и перчаток, букваря и рамок для фотографий, и заканчивая членским клубом для болельщиков, проживающих за пределами соединённого королевства.

«Манчестер» и «Арсенал», в отличие от мерсисайдцев, решили сузить круг и распределили членские клубы исключительно по возрастам. И если «канониры» изначально разбили блоки на детский и взрослый, то в «Юнайтед» подошли к процессу более скрупулёзно, зарегистрировав пять групп: до 16 лет, от 16 до 17, от 18 до 20, «взрослая группа» и, наконец, от 65 и старше. Взносы при этом колеблются от £ 27 до £ 32 - что является вполне стандартной ценой за участие в членских клубах.

Это вам не € 170 в год для взрослых и € 88 для детей, которые ежегодно перечисляют «сосьос» «Барселоны», или € 30−60, запрашиваемые в мадридском «Реале».

Ещё один топ-клуб из Манчестера решил пойти другим путём и разработал программу лояльности, которая напоминает ту, что с недавних пор используют в «Спартаке». «Горожане» (фан-клуб, кстати, тоже называется именно так) также разработали систему накопительных баллов, но она, в отличие от спартаковской, является более подробной. Так называемые City Points в «Манчестер Сити» начисляются не только за посещение домашних игр, но и за активность в социальных сетях, а также покупки в официальном магазине.

Кстати, некоторые другие черты модели лояльности красно-белых схожи и с политикой ещё одного клуба - «Ювентуса». Речь, правда, не о накопительных баллах, а о статусах. В «Спартаке», напомним, их три - Gladiator, Centurio и Spartacus. У «Ювентуса» же чуть больше - E-Member, Stadium, International, Premium и J1987. Догадаться, что входит в каждый пакет, можно исходя из названий. Первый уровень - самый простой, рассчитан на получение рассылки всевозможной информации из жизни клуба на электронные устройства и доступ к личному кабинету. Premium, в свою очередь, подразумевает полный набор привилегий, за исключением таких, как, например, участия во встречах с топ-менеджерами «Ювентуса». Правда, и стоит это удовольствие весьма прилично. Если уровень Stadium обойдётся вам в € 15 (при этом первые два месяца вам бесплатно предоставят доступ к статусу Premium), то за J1987 придётся раскошелиться аж на € 130.









>> Экс-спортдиректор Милана Брайда вошел в технический комитет Барселоны
>> КХЛ. Превью игрового дня. 29.01.2015 >> Итоги Рупольдинга: болезни в сборной РФ по биатлону и борьба Шипулина за Кубок