Чемпиону мира Марио Андретти - 75 лет

Марио Габриэле Андретти родился на румынской земле в семье итальянских «колонистов» - в Мотовуне, столице Истрии. После Второй мировой войны эти территории вернулись в состав Румынии, и согнанных туда Бенито Муссолини итальянцев погнали обратно. Семья Андретти, после нескольких лет скитаний по лагерям беженцев, в 1955-м переехала в Штаты. Марио тогда было 15 лет.

С детства Марио и Альдо грезили автомобилями. Прежде чем воочию увидеть это чудо техники, они сами устраивали гонки на тазиках по кухне. Первый контакт с настоящей машиной произошёл у братьев, когда они устроились работать на парковку. «Я почувствовал вибрации двигателя, руль у меня в руках будто ожил. Когда я впервые завёл машину, я сразу подсел, - вспоминал Марио. - Эти ощущения невозможно описать. И я всё ещё чувствую что-то такое, когда сажусь в гоночную машину».

В юношеских гонках Марио начал выступать с 13 лет. В перерывах между ними он ездил в Монцу, на «Милле Миллья». Его завораживала борьба двух блестящих чемпионов мира - Альберто Аскари и Хуана-Мануэля Фанхио, настоящих асов асфальта. И всё это пришлось оставить, чтобы отправиться на другой конец Земли.

***
Лишь двум гонщикам с американскими паспортами удавалось становиться чемпионами Формулы-1 - за 17 лет до победы Марио Андретти чемпионского титула удостоился Фил Хилл. Однако он фактически является европейским гонщиком. Хилл родился в Майами, но с 22 лет жил в Европе и работал со спорткарами «Ягуара». В 1956-м гонщика пригласил Энцо Феррари, в команде которого он и добился главных успехов - трёх побед в «24 часах Ле-Мана», двух выигрышей Гран-при Италии и звания чемпиона мира 1961 года.
Американская школа
Первым сюрпризом Нового Света для братьев Андретти стали гонки сток-каров на грунтовых шорт-треках. На заработанные в гараже дяди деньги Марио и Альдо втайне от родителей гонялись на грунте в окрестностях Назарета. Андретти начали побеждать с первых же гонок, но в конце дебютного сезона серьёзные травмы в аварии получил Альдо. Неудача брата не отпугнула Марио - он продолжил гоняться и выигрывать.

К середине 1960-х успехи в местных гонках вывели Андретти на вершину соревнований сток-каров - USAC, а уже в 1967-м он выиграл «500 миль Дайтоны», самые престижные соревнования в этой категории. Однако Марио всегда притягивали «формулы», и параллельно он гонялся в USAC Championship Car. В 1966 и 1967 годах Андретти стартовал первым в Индианаполисе, но покорить «Старую Кирпичницу» удалось лишь в 1969-м. Тот сезон стал вершиной карьеры гонщика - ещё восемь побед принесли Марио чемпионский титул.

Андретти гонялся на всём, что попадало ему под руку. Он поднимался на холм Пайкс-Пик, продолжал выступать на грунте в нескольких дивизионах и дважды стал вице-чемпионом североамериканской Формулы-5000. Не говоря уже о регулярных участиях в IROC, серии международных гонок чемпионов на сток-карах.
***
Сейчас большинству американских гонок приходится выбирать категорию, поскольку совмещать выступления в сток-карах, миджетах и младших «формулах» в США слишком дорого. И если под эгидой NASCAR проходит множество региональных чемпионатов, то в программу Road to Indy входят лишь несколько серий.

Помимо этого в Америке существует другая проблема - техника первенства Indy Lights (американский аналог GP2 Series. - Прим. «Чемпионата») очень далека от машин IndyCar и не может обеспечить должной подготовки. В связи с этим команды IndyCar предпочитают приглашать более опытных и мастеровитых гонщиков из младших европейских серий и бывших пилотов Формулы-1. Это привело к нехватке молодых американских «формулистов» - в последние три года самому молодому американскому победителю гонки IndyCar было 28 лет.

Новый человек Чепмена
В 1965 году в Индианаполис приехал Колин Чепмен - в «пятисотке» участвовал Джим Кларк на его «Лотусе». Андретти тогда удалось поговорить с Чепменом, упомянув, что он хотел бы попробовать свои силы в Формуле-1. «Позвони, когда будешь готов», - ответил тогда молодому гонщику инженер. Марио позвонил через три года.

Чепмен дал Андретти «Лотус 49», на котором Марио завоевал поул уже в дебютном для себя Гран-при. Гонка, правда, проходила в Уоткинс-Глен, на трассе, которую Андретти знал превосходно. Впоследствии Марио ещё несколько раз выходил на старт Гран-при Формулы-1 и даже одержал победу в ЮАР в 1971-м, но главным приоритетом оставались американские гонки.

Окончательно перейти в Формулу-1 Марио решился в 1975-м, когда American Parnelli после серии успехов в Формуле-5000 и IndyCar отправилась покорять чемпионат мира. Дебют казался многообещающим, Андретти даже лидировал в Хараме, но упустил победу из-за поломки подвески. Дальше дела пошли хуже, и в конце второго сезона проект развалился.
Андретти вернулся к Чепмену и в 1977-м стал призовым пилотом «Лотуса». В британской команде тогда только начали разрабатывать «автомобиль-крыло» - машину, кузов которой сам по себе является антикрылом и прижимается воздухом к асфальту. «Лотус 78» стал одной из сильнейших машин чемпионата, но команду подводили надёжность и горячность Андретти.

Чемпионский титул в том году завоевал Ники Лауда, вторым сезон закончил Джоди Шектер - на счету обоих было по три победы. Марио Андретти в 1977-м выиграл четыре гонки, но остался только третьим. Единственной целью на следующий год стал чемпионский титул.

***
Со времени выступлений Марио Андретти в Формуле-1 гонялись четыре американских гонщика. До топ-команды из них удалось добраться только Майклу Андретти, сыну Марио. Майкл провёл в чемпионате мира сезон 1993 года: он выступал за «Макларен», лидером которого тогда был Айртон Сенна. Ближе к концу сезона на место Андретти пришёл Мика Хаккинен - протеже Рона Денниса, а Майкл вернулся в серию CART.

Эдди Чивер и Дэнни Салливэн выступали в середине 1980-х, но классной машины так и не дождались. Последним американцем на стартовой решётке Формулы-1 был Скотт Спид. После относительных успехов в младших сериях компания «Ред Булл» дала ему место в «Торо Россо». Спустя полтора сезона Спид разругался с руководителем команды Францем Тостом и вернулся в США, где продолжил карьеру в гонках NASCAR.
Доминирование в воздухе
В первых гонках 1978 года «Лотус» выступал с 78-й моделью. Андретти начал сезон с уверенной победы в Аргентине и возглавил чемпионат, но со временем потерял всё преимущество. В ЮАР и Монако Марио остался без очков, а в Лонг-Бич «Феррари» на шинах «Мишлен» были неудержимы. После пяти гонок Андретти откатился на третью строчку чемпионата, а в общем зачёте лидировали Патрик Депайе из «Тиррелла» и новый лидер «Феррари» Карлос Ройтеманн.

На Гран-при Бельгии в Зольдер «Лотус» привёз доработанную версию машины - модель 79. В ней Колин Чепмен в полной мере реализовал преимущества граунд-эффекта, переработав днище. За счёт более компактной компоновки задней части удалось добиться большей прижимной силы от боковых «юбок». Это позволяло существенно разгрузить заднее антикрыло и снизить аэродинамическое сопротивление. За счёт чудовищной прижимной силы в поворотах «Лотус» стал непобедим.

Марио Андретти легко выиграл первую же гонку за рулём 79-й. Его напарник Ронни Петерсон из-за проблем с шинами совершил лишний пит-стоп, но к финишу прорвался на второе место. Гран-при Испании в Хараме принесло «Лотусу» второй подряд победный дубль. Колин Чепмен ликовал - отрыв в Кубке конструкторов вырос до 20 очков.

Конкуренты в спешном порядке бросились догонять Чепмена. На Гран-при Швеции в Андерсторп «Брэбэм» привёз BT46B - «автомобиль-пылесос». Гордон Марри приделал к своей машине вентилятор, высасывавший из-под днища воздух. Это сработало - Ники Лауда полгонки настойчиво прессинговал Андретти, пока тот не ошибся, и выиграл гонку. Правда, автомобиль вызвал возмущение соперников. Команды надавили на Берни Экклстоуна (тогда - владельца «Брэбэма» и секретаря FOCA), и вскоре ФИА запретила подобные устройства.

«Лотус 79» так и остался лучшей машиной чемпионата - единственным шансом соперников были технические неполадки. В Англии и Германии команда шла на верный дубль, но в итоге получила три схода и лишь одну победу. Тем не менее после 11 этапов «Лотус» опережал «Брэбэм» на 27 очков. В личном зачёте Андретти и Петерсон шли на первом и втором местах. Ближайший соперник - Патрик Депайе - отставал от лидера на 23 очка.

Следующая гонка проходила в Шпильберге. Из-за дождя старт отложили, а когда наконец выглянуло солнце, пилоты решили стартовать на «сликах» - асфальт должен был быстро просохнуть. На трассе образовались лужи, гонщики аккуратно шли друг за другом. Андретти лидировал и ехал фактически наугад. И вдруг в одном из поворотов Марио вылетел с трассы.

Лидерство перешло к Петерсону, и он довёл дело до победы. В общем зачёте швед существенно приблизился к Андретти - за три этапа до финиша их разделяли девять очков. Вмешаться в их дуэль уже никто не мог, но в «Лотусе» применяют командную тактику и фиксируют позиции в чемпионате.
В Зандворте Андретти и Петерсон привычно сорвались с первой линии стартовой решётки и уже к первому повороту имели несколько корпусов преимущества. Марио лидировал со старта до финиша, в то время как напарник всю дистанцию шёл следом и демонстративно не атаковал. Петерсон уже вёл переговоры с «Маклареном», где подыскивали замену Джеймсу Ханту.

14-й Гран-при сезона прошёл в Италии, но большой праздник автоспорта в Монца омрачила трагедия. При процедуре старта была допущена ошибка: старт был дан, прежде чем последние машины остановились на решётке. Некоторые приняли старт фактически сходу. В итоге резко разогнавшийся вдоль пит-уолл Рикардо Патрезе спровоцировал завал из нескольких машин.

В той аварии Ронни Петерсон сломал обе ноги и от вызванных травмами осложнений скончался в госпитале Милана. Во время рестарта стоявшие впереди Андретти и Жиль Вильнёв допустили фальстарт и после штрафов были отправлены на шестое и седьмое места. После гибели Петерсона Андретти автоматически становился чемпионом мира - шедший третьим Ники Лауда проигрывал 20 очков. Оставшиеся гонки - в США и Канаде - превратились в формальность. Смерть Петерсона для всех стала большим ударом.

***
После победы в чемпионате Андретти провёл в Формуле-1 ещё три года, но побед в Гран-при больше не одерживал. В 1981 году Марио выступил в Индианаполисе за рулём машины «Пенске», а со следующего года насовсем вернулся в американские «формулы». В 1984 году в составе «Ньюман-Хаас Рэйсинг» Андретти стал чемпионом серии CART, в которой выступал ещё 10 лет. В 1995-м Марио выиграл «24 часа Ле-Мана» в классе WSC. Именно в Ле-Мане в 2000 году Андретти провёл свою последнюю на данный момент гонку.

У Андретти двое сыновей - Майкл и Джефф, оба профессиональные гонщики. За два года до прихода в Формулу-1 Майкл Андретти стал чемпионом CART. Джефф Андретти добился некоторых успехов в младших сериях, но проявить себя на высшем уровне не смог. Майкл сейчас занимается собственной командой «Андретти Автоспорт», в составе которой в IndyCar и Формуле-Е выступает Марко Андретти, внук Марио.
«Андретти Автоспорт» на данный момент одна из топ-команд IndyCar Series, наряду с «Ганасси» и «Пенске». Её пилот Райан Хантер-Рей стал чемпионом серии в 2012 году, а в прошлом сезоне выиграл «500 миль Индианаполиса».

После Марио Андретти ни одному американскому пилоту не удалось выиграть Гран-при Формулы-1. Возможно, ситуацию изменит появление команды Джина Хааса, однако в ближайшей перспективе условий для появления в чемпионате мира успешного пилота из США нет. Гран-при в Остине массовой поддержкой болельщиков не пользуется, те отдают предпочтение местным гонкам NASCAR и IndyCar.

В GP2 Series и Мировой серии «Рено» в последние годы выступали три американских пилота, но успеха не добился ни один из них. Наиболее перспективным выглядел Александер Росси, но далее роли тест-пилота в «Кэтерхэме» и «Марусе» он не продвинулся. Конор Дэйли и Джейк Розенцвейг и вовсе пока никак себя не проявили. О славе СуперМарио им остаётся только мечтать….









>> Кто лучше играет за клуб, а не за сборную
>> Юрий Борзаковский: Желание похимичить будем пресекать на корню >> Итудис: Баскетболисты Фенербахче заслуженно победили ЦСКА в Евролиге