«Мы его теряем!» - этот культовый возглас из фильмов, действующими лицами которых являются врачи-реаниматологи, как нельзя лучше подходит для конкурса данков на звёздных уик-эндах. Некогда самая зрелищная их часть, помимо собственно матча сборных Востока и Запада, постепенно превратилось в преимущественно скучное и затянутое действо, изредка оживляемое оригинальными находками. Соревнованию мастеров заколачивать «гвозди» срочно нужен разряд новаций, который помог бы вернуть ему накал и ажиотажный интерес публики.
Диагноз: острая звёздная недостаточность
Осознавая это, НБА сделала достаточно смелую попытку вернуть конкурсу былую славу, когда в прошлом году радикально изменила его формат и количество участников. Однако судя по тому, что в этом году шоу вновь пройдёт в классической версии, эксперимент надежд не оправдал. А между тем, главная причина падения популярности лежит не просто на поверхности, а на самом видном её месте. На мероприятии, которое носит название звёздный уик-энд, зрители и хотят видеть борьбу звёзд первой величины, а не Джереми Эванса иТерренса Росса, при всём уважении к ним лично и их изобретательности. Не случайно лучшим в истории состязанием мастеров бить сверху большинство болельщиков считают конкурс 1988 года, в котором приз в финальном раунде разыграли будущие двукратные его победители Майкл Джордан и Доминик Уилкинс. Помнят и соревнование 2008 года, хотя Дуайт Ховард с технической точки зрения не показал на нём ничего экстраординарного. Исключением из «правила звёздности» могут стать разве что такие низкорослые игроки, как Спад Уэбб и трёхкратный король данков Нэйт Робинсон, которые традиционно привлекают повышенное внимание.
Однако ярчайшие игроки современности не горят желанием радовать зрителей своими «гвоздями» на звёздном уик-энде, хотя регулярно демонстрируют их в матчах сезона. В качестве объяснения с их стороны нередко фигурируют опасения получить или усугубить травму. И категорично отметать этот довод мы не имеем права. В 1995 году стремительно прогрессировавший защитник «Далласа» Тони Дюмас, исполняя на конкурсе бросок сверху, повредил колено, после чего вся его карьера пошла под откос. Кроме того, в век господства информационных технологий Леброн Джеймс и Кевин Дюрант просто не хотят быть раскритикованным за то, что год за годом не оправдывают огромные ожидания от их дуэли.
Конечно, можно попытаться просто заставить их участвовать, но если лига начнет мотивировать своих лучших исполнителей исключительно методом кнута, то эффект вряд ли будет достигнут. За плечами у каждого поигравшего хотя бы несколько лет в НБА баскетболиста всегда есть пара-тройка повреждений, которые могут якобы обостриться в нужный момент. Да и завести публику без хотя бы доли желания и вдохновения не получится ни у кого.
Нетрадиционная терапия
Частично решить эту проблему можно, проводя конкурс не каждый сезон, а раз в два или три года. Во-первых, за такой промежуток времени зрители успеют соскучиться по броскам сверху и будут не так привередливы. Во-вторых, весьма вероятно, что за этот период в лиге взойдёт новая звезда, умеющая эффектно бить сверху. И конечно, придумывать что-то оригинальное раз в несколько лет легче, чем каждый год.
Вопрос дефицита новизны тоже стоит очень остро. 30 лет существования конкурса и ограниченные возможности человеческого тела превращают задачу изобретения невиданного доселе «гвоздя» сопоставимой по сложности с кардинальным усовершенствованием велосипеда. А для состязания, где на первом плане стоит импровизация, это подобно смерти.
Поэтому внести в творческий хаос некий элемент стандартизации и статистики будет не лишним. Из всех самостоятельных видов спорта концептуально ближе всего к конкурсу данков стоят фигурное катание, художественная гимнастика и прыжки в воду. И во всех них система определения победителя базируется на определённой иерархии сложности отдельных технических элементов. Отталкиваясь от этого принципа, можно ввести в состязание предварительный этап или обязательную программу, в которой участники будут демонстрировать умение выполнять стандартные данки. Такая стадия может стать отборочной, если вести подсчёт количества набранных очков по предварительно разработанной и заранее известной шкале оценивания за ограниченный отрезок времени. Так например, удачный обычный «томагавк» принесёт 1 балл, бросок с разворотом на 180 градусов - 3 балла, с разворотом на 360 градусов - 5 баллов, а с переводом мяча под ногой - 10 баллов. В следующую стадию пройдут участники, набравшие наибольшее количество баллов или преодолевшие заявленный порог.
Из фигурного катания можно позаимствовать и отдельное оценивание техники исполнения броска и артистизма на последующем этапе произвольной программы. Такой подход станет стимулировать участников создавать для зрителей шоу даже во время подготовки к броску или после него.
Кроме того, спортивная публика всегда любит рекорды, а сумма баллов от жюри или количество текстовых сообщений от болельщиков не очень подходят для их фиксации. Гораздо интереснее было бы на отдельной стадии конкурса измерять дальность полёта игрока при удачной попытке. Результаты затем будут переведены в бонусные баллы, которые учтут при окончательном подведении итогов. А автор самого длинного прыжка получит отдельный приз и особую награду, если установит рекорд всех времён. Принцип измерения дальности полёта вообще можно положить в основу отдельного соревнования, в котором участники, как в прыжках в высоту или с шестом, будут предварительно заказывать длину прыжка и иметь ограниченное количество попыток на преодоление рубежа.
И наконец, есть несколько универсальных нововведений, которые подойдут к любому формату. На аналогичных конкурсах данков во время стритбольных турниров часто вживую работают ди-джеи и МС, которые держат зрителей в тонусе в паузах. То же самое несложно организовать и на звёздном уик-энда. А финальный раунд могла бы украсить фристайл-дуэль популярных рэперов, каждый из которых поддерживал бы одного из участников. Учитывая тесную связь баскетбола с хип-хоп-культурой, подобное сочетание стало бы очень органичным.
Также оживило бы состязание приглашение участника не из НБА. Предсезонный конкурс трёхочковых в испанской Лиге АСВ в этом году во второй раз подряд выиграл любитель - 17-летний американский школьник Джош Рэгглс - и это крайне положительно сказалось на интересе к турниру. Гость из Европы вряд ли вызовет ажиотаж в США, а вот один из претендентов на высокий номер драфта из NCAA, умеющий красиво бить сверху, картину не испортит.
Пациент скорее жив, чем мёртв
Так или иначе, но ничего из этого завтра мы не увидим. Однако это ещё не значит, что предстоящий конкурс можно заранее списать в утиль. Лига всё же постаралась, чтобы участники этого года были не просто мастерами данков, но и яркими личностями, и этот подход должен принести успех. Греческий монстр Яннис Адетокунбо уже не раз удивлял требовательную публику не только своей фамилией и необычной антропометрией, но и зрелищными эпизодами в матчах. Виктор Оладипо символизирует пробивную мощь и необузданный напор, а Зак Лавин, напротив, изящество и изобретательность. Ну, а Мэйсон Пламли как нельзя лучше соответствует по всем пунктам популярному в Штатах понятию «большая белая надежда». Все представители четвёрки достаточно молоды и амбициозны, уже добились определённых успехов и статуса в НБА, но стремятся к большему. Они по-хорошему голодны до побед, а звание лучшего исполнителя данков на звёздном уик-энда станет для каждого наивысшим достижением в карьере на данный момент. Такое сочетание гарантирует избыток желания и самоотдачи, а это уже немало для качественного шоу.